10 Существ из славянской мифологии
Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, возможно поговорим как-нибудь в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса существ, населяющих практически всё, что окружало человека. Одних славяне считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Но даже при таком соотношении, всех существ из сказок и мифов описать невозможно, а тем более о них рассказать, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. И в этой статье вы узнаете об этих существах, но также будут и те, о которых вы никогда не слышали.
Земляная кошка
В фольклоре многих стран, кошки тем или иным образом связаны с мистикой. За сверкающие в темноте глаза и способность бесшумно передвигаться, кошкам приписывали даже магические способности. В одних странах их считали спутниками колдунов и связывали с нечистью, и за это сжигали. В других же считалось, что они, наоборот, отгоняют злых духов. В легендах и мифах, истории кошек, также приобретают различные черты… Давайте переместимся на Урал. Здесь, в горах, на берегу реки Чусовой «обитает» Земляная кошка. Земляная кошка — это подземная кошка, охраняющая клады в славянской мифологии. По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов это — кот. Они определяли местонахождение спрятанных кладов по мерцающим кошачьим глазам. Однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши, так как само животное целиком никто никогда не видел.
Могол
Немало причудливых существ породили славянские мифы и легенды. В некоторых из них — огромная, наделенная недюжинной силой птица Могол. Она является олицетворением Нави, воплощением хтонической силы. Но ее можно приручить, поставить себе на службу и об этом говорят легенды. Могол это — чудесная птица, неоднократно упоминаемая в славянских мифологических и фольклорных текстах. Птица Могол обладает, помимо огромной силы и быстроты, впечатляющего размаха крыльев, еще и способностью перемещаться между тремя мирами — Правью, Явью и Навью. Несмотря на то, что эта птица-великан является порождением Нави, назвать ее однозначно злой нельзя. Как и многие существа в мифах наших предков, птица Могол несет значение добра и зла одновременно. Следует ещё заметить, что в легендах и сказках славян находится немало волшебных и необычных птиц: это птицедевы Сирин, Алконост, Гамаюн, также Финист, Ясный Сокол и Рарог. Но Птица Могол появилась одна из первых, и сама по себе практически бессмертна. Неоднократно указано, что Могол вьет гнездо и высиживает птенцов, так что, скорее всего, существует целый вид подобных хтонических птиц.
Бука Черный
Бука Черный, лохматый бука таким его видели чаще всего, но на самом деле точной внешности у этого существа нет. Скорее всего оно выглядит так, как представит его ребёнок. Само слово «бука», особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье». По некоторым характеристикам, некоторые «разновидности», как букан, буканай, букарица, подобно им, бука мохнат и может напоминать медведя. В детской колыбельной, буку прогоняют под сарай кормить лошадей – занятие, традиционное для домового и того же дворового. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки – страшилища, слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни и смерть. Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, Смерти, судьбы) – бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей и если они думали о нём или представляли его образ, то получали по заслугам.
Берендеи
Как правило у современного человека слово "оборотень" вызывает ассоциации в первую очередь с человеком-волком, однако у некоторых северных народов не менее распространенной была вера в оборотней-медведей. В целом берендеи для славянского фольклора — существа достаточно значимые, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового. Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей — имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок. Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание.
Кот Баюн
Читая русские народные сказки легко заметить, что в них кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки, и не хуже дотошного знахаря, умеет отводить сглаз. А вот Кот Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. Если обратиться к википедии, то Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству, и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет одолеть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов так как сказки Баюна целебны.
Змей Горыныч
Трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. Да, это именно он, Змей Горыныч, который живет в горах и хранит свои сокровища в просторных пещерах. Но возможно не в пещерах так как другая часть сказаний гласит о том, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты. Внешне Змей Горыныч напоминает Чудо-Юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, что свойственно дракону, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, его крылья — огненные. А на лубочных изображениях у него имеется хвост. Так же у Змея Горыныча имеется увлечение — похищать молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Таким простым путём он запугивает народ. Впрочем, иногда Змей планирует съесть похищенных девушек. Но в нескольких преданиях он охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.
Игоша
Фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения. Таким является Игоша, мёртворождённый младенец, который продолжает невидимо жить как в славянской мифологии, так и в одной из лучших игр. По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома. Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Как и все скончавшиеся скоропостижно или без крещения, Игоша — не находящий успокоения проказит, вредит и, если его не признают за домового, вообще, «признается большим озорником»: Сведения об Игоше немногочисленны. Безрукость и безногость его в поверьях, возможно, свидетельствуют о его «неполноте», отличии от людей, всё-таки он существо едва сформировавшееся и едва явившееся на свет.
Дрекавац
Дрекавац и Дрекавак - мифическое существо из фольклора южных славян, по распространённому представлению — душа мёртвого некрещёного младенца и чем-то схожий с Игошей. Обычно Дрекавак имеет очень тонкое и вытянутое веретенообразное тело с непропорционально большой головой, но также может выглядеть как животное или ребёнок. Вид ребёнка у славян предвещает смерть человека, а вид животного — смерть домашнего животного. Дрекавак так же способен одурачить человека издавая схожие звуки такие как: блеяние козлёнка, плач ребёнка, мяуканье и кричать словно птица. Но в тех местах, где он чаще всего появляется, а эта кладбища и дороги сложно поверить, что это плачет ребёнок, а не Дрекавак. Иногда он способен на преследование своих родителей или родственников, если считает их виновными в своей смерти. Сложно поверить, что мёртвый ребёнок, а именно дрекавак относится к числу вампиров, однако опасным его не считают, так как он панически боится собак.
Волкодлак
Волкодлак в славянской мифологии — это оборотень, а точнее — человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Название волкодлак происходит от сочетания слов волк + длака. Второе слово обозначает волосы, шкуру и сохранилось в сербском и словенском языках. Это словосочетание позволяет объяснить народную этимологию названия. Общеславянским являлось представление о том, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. По преданиям южных славян, приметой волкодлака является заметная от рождения "волчья шерсть" на голове. От настоящих волков его можно было отличить по той примете, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. Волкодлаки различались между собой - на тех, кто превращался в волка против своей воли, и на тех, кто становился зверем добровольно. Превращенные колдунами в волков из простых людей представлялись существами не зловредными, а несчастными. Они жили в лесу, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. При этом они не могли превратиться обратно в людей самостоятельно. Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого "по ветру" прокляла мать. Считалось, что такому зверю можно вернуть прежний образ. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви едой.
Упырь
Упырь – вопреки расхожему мнению, это не наименование какого-то конкретного существа. У славян упырями назывался широкий спектр злонамеренных созданий, которые чаще всего при жизни были людьми, но либо совершили какой-то чудовищный поступок и после смерти обратились чудовищами, либо стали жертвой внешнего воздействия (в частности – колдовства). Зачастую под упырями понимают Утопцев и Плавунов. Фактически это утопленники, не погребенные, как следует, умерщвленные по чьей-то злой воле, либо покончившие жизнь самоубийством посредством целенаправленного погружения в воду и дальнейшего не всплытия на поверхность. Такие упыри достаточно сильны и проворны, но их тела уязвимы даже к обычному металлу, хотя серебро предпочтительнее. Более опасными считаются упыри, которые были погребены, но по тем или иным причинам покинули свои могилы. У славян таковыми после смерти могли стать только весьма нехорошие люди, потому что таковых ингумировали, а не кремировали. Мертвецы не только сильны физически, их еще и весьма непросто одолеть, потому что обычный металл не способен нанести им ощутимого вреда. С мертвецами боролись солью, серебром, огнем, заклинаниями. При этом важно понимать, что зачастую упырь восстает из могилы по чьему-то приказу, то есть им руководит чья-то воля, а управление телом мертвеца производится посредством колдовства. В таком случае идеальный вариант избавления от упыря – нож между лопаток его хозяину. Но, разумеется, это непросто, так как упыри стопроцентно преданы, в них уже нет ничего человеческого.
Ну а, в комментарии напишите, каких существ из мифологии знаете вы? И если вам было интересно, то ставьте оценку этой статье и регистрируйтесь на сайте. Дальше будет ещё больше интересного.
( 0 оценок, среднее: 0.0 из 5 )
Читать еще:
» Какие ужасы видели астронавты в открытом космосе?
» 12 Самых дорогих произведений искусства, уничтоженных туристами
» Самые невероятные предсказания, которые сбылись
» Топ 10 самых аномальных мест России
» Что если наша вселенная столкнулась бы с другой вселенной?
Всего комментариев: 0 | |