Кто затопил подводную лодку «Курск»
Компания Люка Бессона, снявшего «Такси», «Пятый элемент» и «Леон», выпустила фильм о «Курске», российской атомной подводной лодке, затонувшей в 2000 году. Премьера картины становится хорошим поводом вспомнить самые таинственные факты, связанные с этой трагедией. Начнём с коротких штрихов и закончим самыми убойными версиями.
Через два дня после гибели «Курска» состоялся совершенно внезапный визит в Москву директора ЦРУ. Официально было объявлено, что это был плановый визит, но в графике директора ЦРУ такой визит не был обозначен.
Интервью президента России Ларри Кингу вызвало небывалый резонанс. На вопрос «Что стало с субмариной?» Путин отвечает, непонятно к чему улыбаясь: «Она утонула». После этого в народе появились подозрения, что Путин причастен к гибели подлодки.
Сергея Доренко уволили после передачи на центральном канале про «Курск». После этого случая полноценно он так и не вернулся на телевидение. Коллеги называли этот выпуск журналистикой самой высокой пробы и одновременно профессиональным самоубийством Доренко. Созданная Госдумой комиссия по расследованию причины трагедии была распущена, так и не собравшись ни на одно заседание.
Некоторые матросы из девятого отсека, которые умерли не сразу после взрыва, смогли оставить предсмертные записки. Вот пример одной из них: “Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за всё. Сашуля, будь мужчиной. Я Вас крепок целую.”
Великобритания и Норвегия сразу после трагедии предложили помощь, но Россия дала отказ. Спустя неделю безуспешных спасательных работ Россия допустила норвежских моряков к подъему тел и секретных документов. До сих пор трудно дать оценку этим действиям в тот момент: возможно, если бы помощь других стран была принята, то некоторые подводники могли быть спасены. Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей Дэвид Рассел: «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген, участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали. Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью. Впоследствии эту часть взорвали прямо на дне, таким образом важнейшая улика была уничтожена намеренно.
Согласно официальной версии, первая торпеда взорвалась из-за утечки компонентов топлива. После первого взрыва начался пожар и произошла детонация остальных торпед. Последовал второй взрыв, который разрушил несколько отсеков подводной лодки. Эта версия была закреплена в книге «Правда о «Курске» Генерального прокурора Устинова. Она была подвергнута жёсткой критике специалистов. Многие из них склонялись к той или иной альтернативной версии.
Выдвигалось странное предположение, что на борту был террорист-смертник из Дагестана. Подозреваемым был прикомандированный к экипажу на время похода гражданский специалист завода «Дагдизель» Мамед Гаджиев. Мужчина находился в I отсеке во время взрыва (где он и произошел). Однако позже его невиновность была доказана.
Когда «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды, американская подлодка «Мемфис» находилась слишком близко. Опасаясь повторного выстрела, американцы открыли огонь по «Курску». Данной версии придерживаются зарубежные эксперты и даже говорят, что Путин был в курсе этих событий, но промолчал, чтобы избежать военного столкновения с США. Назывался даже предполагаемый тип американской торпеды – МК48. «Масла в огонь» этой версии подлил осмотр АПЛ «Курск», который стал возможен после отрезания носовой части и буксировки оставшейся части подлодки в сухой док. На правом борту АПЛ «Курс» отчётлива видна пробоина со смятым внутрь вокруг неё металлом лёгкого (внешнего) корпуса лодки.
Вот что об этом говорил опытный подводник, капитан 1 ранга Анатолий Павлович Илюшкин: “Выпущенная по «Курску» торпеда прошила легкий и прочный корпус лодки и взорвалась внутри 2-го отсека. Это неоспоримый факт. Но этот взрыв не мог разрушить другие отсеки лодки. Они были разрушены вторым взрывом – после взрыва всего боекомплекта торпед, который находился на «Курске». Это второй неоспоримый факт. Отсюда вытекает и третий факт – по «Курску» было выпущено две торпеды.” Однако именно с этой пробоиной, фотографии которой стали широко известны, связана ещё одна версия, которую мы рассмотрим последней.
Также была версия столкновения «Курска» с одной из американских подводных лодок в тот день. Разведывательной съёмкой со спутника в ремонтных доках Норвегии спустя неделю после события с «Курском» было зафиксировано нахождение подлодки США «Мемфис». А ещё недалеко от места катастрофы с АПЛ «Курск» обнаружили сигнальный аварийный буй. Но не с «Курска». Буй был иностранного производства.... Однако нигде на корпусе АПЛ «Курск» характерных пробоин не обнаружено. У американских подлодок (ни у «Мемфиса», ни у «Толедо») нет в конструкции выступающих частей, которые могли бы оставить на корпусе "жертвы" круглое отверстие диаметром около метра. Да и если бы столкновение имело место, то от Мемфиса вряд ли что-то осталось для ремонта. Это, как если бы столкнулся "Запорожец" и "КамАЗ", - прокомментировал версию конструктор "Курска" Игорь Баранов.
Вернёмся к отверстию. По версии технического эксперта Юрия Антипова, подобные повреждения не соответствуют торпедной атаке настоящей боевой торпедой. В пространстве между лёгким и силовым корпусами «Курска» должен был быть взрыв атакующей торпеды. На этом снимке участок обшивки лёгкого корпуса с тем самым характерным отверстием демонтирован. При атаке «Курска» торпедой даже кумулятивного типа (прожигающей обшивку), теоретически возможно образование округлой пробоины в лёгком (внешнем) корпусе подлодки. Но затем после прожигания внешнего корпуса, торпеда должна взорваться. И мы бы обязательно увидели в пространстве между лёгкой обшивкой и силовым корпусом «Курска» следы взрыва. Но их нет. Целы корпуса шахт крылатых ракет, оборваны, но не сметены мощным взрывом мелкие трубопроводы…… Далее. Взрыв на «Курске» зафиксировало большое количество сейсмических станций. Учёными-сейсмологами на основании сейсмограмм был проанализирован небольшой период времени, предшествующий основному событию на «Курске». И обнаружено, что за 135 секунд до мощного взрыва, приборы зафиксировали более слабый толчок. И это подтверждает, что на «Курске» первоначально произошёл взрыв одной неисправной торпеды, вызвавшей через 135 секунд детонацию и взрыв десятка торпед, окончательно разрушивших лодку. За этот факт ухватилось и Министерство обороны РФ. Но если глубже проанализировать результаты и выводы зарубежных сейсмологов.
То не один, а два толчка были зафиксированы приборами до основного взрыва. Первый действительно произошёл за 135 секунд до основного события. Но после первого, слабого толчка примерно за 70 секунд до главного взрыва был второй слабый толчок. И почему- то западные специалисты его «не увидели». Предмет, оставивший отверстие, вошёл в корпус не под прямым углом к корпусу
а под углом сбоку, как бы догоняя подлодку. Об этом свидетельствует овальность отверстия. При этом он двигался под водой практически параллельно корпусу лодки. По версии технического эксперта Юрия Антипова такое отверстие могла сделать только Торпеда «ШКВАЛ» - это, по сути своей, подводная ракета с реактивным двигателем. Согласно этой версии, АПЛ «Курск», находясь на перископной глубине, согласно заданию, занимает позицию для стрельбы торпедой «ШКВАЛ» в акватории Баренцева моря. При этом нос подводной лодки повёрнут в сторону запад-северо-запад, чтобы не делать пуск торпеды в расположение других кораблей, участвующих в учениях. Ровно в назначенное время АПЛ «Курск» производит запланированный учениями показательный выстрел учебной торпедой «ШКВАЛ» без боевого снаряжения. Основная задача - показать высочайшую скорость изделия и малое время движения до намеченной цели. Во время движения к намеченной цели происходит сбой. Возможно, торпеда сталкивается по касательной с намеченной целью, или, что более вероятно, с одной из дежуривших в этом районе американских подлодок.
В пользу этого служит факт медленного ухода из акватории учения подлодки «Мемфис» и её последующий ремонт. Так или иначе, это первое столкновения было зафиксировано сейсмологами. За 135 секунд до взрыва на «Курске». И после первого столкновения, сбитая рикошетом с курса, торпеда направляется в сторону «Курска». Второй сейсмический толчок фиксирует её столкновение с «Курском». После этого столкновения до взрыва АПЛ «Курск» остаётся всего 75 секунд. Именно за это время, попавшее внутрь торпедного отсека разбрызганное топливо от торпеды «ШКВАЛ», вызывает локальный пожар с очень высокой температурой горения. Но это пока не основной взрыв торпед. Поэтому часть экипажа, видя бесполезность борьбы за живучесть торпедного отсека в таких условиях, за это время успевает покинуть первый, торпедный, отсек. Одним из немногих минусов торпеды «ШКВАЛ» является то, что она не может поражать цели, находящиеся глубже 30 метров под водой. Что мог предпринять капитан АПЛ «Курск» Лячин, зная, что бешеная и очень шумно движущаяся торпеда стала возвращаться обратно? Времени на реагирование оставались считанные секунды. В этой ситуации он принял единственно правильное решение. Хотя и нестандартное, на первый взгляд. Для подводных лодок такого типа по регламентной документации нельзя опускаться на глубину, когда от днища до дна моря остаётся меньше 80 метров. Связано это с тем, чтобы насосы в системе охлаждения реактора не смогли засосать грунт. Но «Курск», и так находясь на мелководье, начал экстренно погружаться…
Настолько экстренно, что не успел даже закрыть створки площадки ходового мостика. Капитан Лячин, зная, что «ШКВАЛ» не сможет поразить «Курск», если подлодка будет находится на глубине более 30 метров, отдал команду, вопреки регламенту, на срочное погружение. Были включены винты на полный ход и при этом хвостовые рули глубины поставлены на максимально быстрое погружение.
О работающей на полный ход силовой установке говорит следующий факт: Водолазы, участвующие в спасательной операции, отмечали, что «Курск» лежал на дне с сильно погнутыми лопастями винтов после его удара о дно моря. И хвостовые рули были в положении максимально быстрого погружения. Но «Курск», несмотря на предпринимаемые усилия, не успел уйти на глубину… Слишком он был медлительным по сравнению с молниеносной торпедой, несущейся к нему. Согласно этой версии, АПЛ "Курск" погибла вместе со всем экипажем в силу трагической случайности во время испытаний новейшего оружия.
Может быть всё не так и директор ЦРУ приезжал в Москву совсем по другому поводу? В любом случае, именно несостоятельность официальной версии становится отправной точной всех альтернативных версий. И вот ещё что.
Недавно стало известно об ещё одной аварии на глубоководном аппарате с ядерной установкой «Лошарик» с 14 человеческими жертвами. Среди погибших семь капитанов первого ранга, три капитана второго ранга, два капитана третьего ранга, капитан-лейтенант и подполковник медицинской службы. Двое из погибших — Герои России, трое — трехкратные кавалеры ордена Мужества. И если в 2000 году военным, которых осаждала независимая пресса, пришлось врать и недоговаривать, то в 2019-м — уже можно просто ничего не говорить. Всё, что мы официально знаем, — это список погибших и официальное заявление о том, что «причиной ЧП стал пожар». Ни о причинах, ни об обстоятельствах гибели 14 подводников мы, скорее всего, ничего не узнаем. На сегодня у нас всё. Даже если вы считаете, что мы что-то упустили, оцените это видео, благодаря вашим оценкам мы понимаем, стоит ли делать подобные выпуски. Берегите себя и до встречи на нашем канале.
Ну а в комментарии напишите, насколько эта версия, на ваш взгляд, близка к реальности? Может быть найдутся читатели, которые знают больше и дадут полную техническую картину произошедшей трагедии. Если вам понравилось, то ставьте оценку и регистрируйтесь на сайте. Дальше будет больше интересного.
( 6 оценок, среднее: 4.3 из 5 )
Читать еще:
» 10 Странных фактов о Клеопатре, о которых вам не рассказывали в школе
» 5 Жутких способов выявления ведьм
» Самые Необычные Школьные Правила в Разных Странах Мира
» 10 Самых загадочных посланий от инопланетян
» 10 Самых Высокооплачиваемых Актёров в Мире
Всего комментариев: 0 | |