10 редких танков СССР, которые не пошли в серию
Советский Союз, как одна из крупнейших держав мира, был вынужден создавать огромное количество разнообразного оружия. Особое внимание в стране всегда уделялось бронетехнике, в частности танкам, которые чрезвычайно важны для ведения сухопутной войны. Сегодня мы расскажем вам о самых интересных проектах танкостроения СССР, от летающего танка, до танка на четырёх гусеницах. В сегодняшней подборке 10 танков СССР разных эпох, которые так и не пошли в серию или выпускались небольшими партиями.
БТ-СВ-2
БТ-СВ-2 (Быстроходный Танк «Сталин-Ворошилов») — советский колёсно-гусеничный танк межвоенного периода. Задумывался как танк с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7. Изготовленная в конце 1937 года машина получила обозначение БТ-СВ-2 «Черепаха». Этот образец был построен для ходовых испытаний, изготовленный из стали 10-12 мм вместо проектных 20-25 мм цементированной брони или 40 мм гомогенной. После испытаний в конструкцию танка внесли несколько изменений, назвав обновленный вариант БТ-СВ-2. Кроме того, в ходе испытаний стало понятно, что масса машины с требуемой броней будет составлять около 25 тонн, что в два раза больше БТ-7. Чтобы проверить, как ходовая сможет выдержать такую нагрузку, планировалось построить БТ-СВ-2 с нормальным бронированием, но проект осуществлен не был, и работы над БТ-СВ прекратились из-за ареста главного конструктора Цыганова в начале 1938 года.
КВ-13 (объект 233)
КВ-13 – это первая крупная самостоятельная работа Опытного танкового завода. Этот танк в идеале должен был заменить собой КВ и Т-34, то есть его планировалось производить в двойных объемах вместо этих двух танков. КВ-13 называли «средним танком тяжелого бронирования». Его вес по плану должен был составлять не более 30 тонн, при достаточно высоких требованиях к броне. При всем этом танк должен был быть не слишком сложным в производстве. Этих целей удалось достичь, сделав танк более обтекаемым, а также выполнив практически все основные элементы конструкции литыми. За счет этого по бронированию танк даже превосходил серийный КВ-1.Кроме того, в нем практически не применялись цветные металлы, которые во время войны были просто на вес золота. Первый опытный образец КВ-13 изготовили весной 1942 года. Еще до ходовых испытаний были отмечены такие недостатки танка, как загруженность командира и малый обзор. Осенью были проведены первые полевые испытания танка, которые показали чрезвычайную ненадежность машины. КВ-13 ломался постоянно, только выезжая с завода, причем не помогал даже постоянный ремонт и усовершенствования конструкции. Когда все-таки была достигнута некоторая надежность, оказалось, что КВ-13 недостаточно защищен от 88-мм пушки. Потребовалось увеличить толщину брони, а это сделало бы танк намного более тяжелым. Все недостатки было решено устранить в новом танке, который заложили сразу в двух экземплярах. Однако заводы были загружены выпуском Т-34 и модернизацией КВ-1, так что изготовление затянулось. Когда два прототипа все же были завершены, они оказались значительно более тяжелыми, но при этом достаточно маневренными. Однако работы над КВ-13 были полностью остановлены, и эти два прототипа стали основной для создания нового танка – ИС-1.
А-40 или ЛТ «летающий танк»
Летом 1942 года был выпущен прототип летающего танка А-40 или ЛТ «летающий танк» на базе серийного Т-60. а танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5 кв. м. По расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября 1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали греться и танк пришлось отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал немалый переполох, была объявлена боевая тревога. Так собственно и закончилась история этого необычного танка.
ЛТГ или Лёгкий танк Гавалова
Впервые о танке ЛТГ заговорили еще в 30-е годы, но первые полноценные танки появились лишь в 1944 году на Горьковском заводе. Полноценный проект получил кормовое расположение. С того времени ЛТГ стал стремительно совершенствоваться и набирать популярность. В истории ЛТГ был разработан только как технический проект. Изначально его хотели использовать как легко подвижную установку, но он оказался намного проворней после ряда усовершенствований. Возможности лёгкого танка Гавалова открыли массу стратегических возможностей, которые были уникальными для тех лет. Он помог одержать не одну победу и до сих пор находится на вооружении. Уникальные характеристика танка, сегодня дополнены современной электроникой и усовершенствованны до неузнаваемости. Танк способен двигаться и вращать башню без отклонений от намеченного курса, что делает его менее уязвимым. Для осуществления таких маневров потребовалось установить опору для пушки в стиле погона лафета. ЛТГ танк вооружили длинноствольным орудием калибра 76 миллиметров и смотровым перископом, который встроили в крышу люка. Таким образом водитель мог видеть выше орудия. Характеристики – высота вместе с башней 1,3 метра, длина без орудия 4 метра, семикатковая ходовая часть, в кормовой части моторно-трансмиссионное отделение, управление и боевое отделение в носовой части, там же боекомплект и баки. ЛТГ стал гордостью советского танкостроения и победоносной военной техникой, которая выдерживала даже сильные морозы и прочие климатические явления.
ИС-7
ИС-7 - советский опытный тяжёлый танк. Разработан в 1945-1947 годах. Подобно предшественникам, предназначенным для прорыва мощных оборонительных полос противника, ИС-7 имел превосходную бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и один из самых тяжёлых среди советских танков. Однако, выпуск ограничился лишь шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. основным вооружением танка являлась мощная 130-мм танковая нарезная пушка С-70 с длиной ствола 57,4 калибра и начальной скоростью 33,4-килограммового бронебойного снаряда 900 м/с разработанная на базе 130-мм морской корабельной пушки. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, оборудовалась однокамерным сетчатым дульным тормозом, системой управления огнём и механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие, из впервые применённых на этом танке технических решений, были впоследствии успешно использованы в серийных машинах.
Объект 279
Объект 279 — советский тяжёлый танк, разработанный в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности. За счет необычной конструкции ходовой части, среднее давление танка на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Объект 906 (ПТ-85/ПТ-90)
Объект 906 (ПТ-85/ПТ-90) — советский опытный лёгкий плавающий танк. Разработка Волгоградского тракторного завода. Танк прорабатывался в двух вариантах ПТ-85 (с 85-мм пушкой) и ПТ-90 (с 90-мм пушкой). В обоих вариантах возимый боекомплект составлял 40 выстрелов, из которых 15 были загружены в механизированную укладку автомата заряжания. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор вооружения. При мощности двигателя 300 л.с. танк мог разгоняться до 80 км/ч по шоссе. Скорость же на плаву была около 10 км/ч. В 1961—1962 годах были изготовлены шесть опытных образцов ПТ-85, два из которых в 1963 году прошли испытания на полигоне НИИБТ в Кубинке, однако на вооружение машина принята так и не была.
ИТ-1 («Истребитель Танков», «Объект 150»)
ИТ-1 («Истребитель Танков», «Объект 150») — советский ракетный танк, принятый на вооружение в 1968 году. Является первым и единственным принятым на вооружение «чистым» ракетным танком, то есть ракеты являются основным оружием танка. ИТ-1 построен на базе опытного среднего танка «Объект 140» и стрелял специально спроектированными противотанковыми ракетами 3М7 Дракон из смонтированной на башне установки. Управление ракетой — радиокомандное, полуавтоматическое. Эффективность поражения цели: с первого-второго выстрела. Дальность стрельбы днем колебалась в пределах от 300 до 3300 м, ночью — от 400 до 600 м. Бронепробиваемость под углом 60° составляла 250 мм. Танк был принят на вооружение в 1968 году. На вооружении Советской Армии ИТ-1 состоял три года. В процессе испытаний и эксплуатации ракетный комплекс показал высокую надежность — до 96,7 %. Однако его конструктивные недостатки: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие пушки на танке и т. д. послужили причиной снятия ИТ-1 с вооружения. И хотя было выпущено 110 ракетных танков, крупносерийного производства так и не последовало.
Объект 292
Объект 292 — опытный танк конструкторского бюро Кировского завода (ОАО «Спецмаш») и учёных ВНИИ «Трансмаш». На базе шасси танка Т-80У была установлена новая башня со 152-мм пушкой ЛП-83 и новым механизмом заряжания. Была установлена гладкоствольная 152-мм пушка, по баллистическим характеристикам значительно превосходящая прежнюю 125-мм пушку, причем новая пушка была выполнена в габаритах, незначительно превышающих штатную. Было создано новое боевое отделение танка, которое без изменений в конструкцию шасси могло устанавливаться на шасси Т-80. Завершающий этап разработки объекта пришелся на период начала 90-х годов. В этот период радикально сократилось финансирование работ над нарезным вариантом 152-мм пушки. В 1990 году опытный образец танка был готов, за исключением механизма заряжания. В 1991 году на Ржевском полигоне начались стрельбовые испытания. В результате испытаний были получены положительные заключения. Однако танк так и не пошел в серию. Тем не менее наработки остались.
«Чёрный орёл» («Объект 640»)
Чёрный орёл» («Объект 640») — российский проект перспективного основного танка, разработанного в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть основного танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулемётом «Корд». Однако в конструкцию танка была заложена возможность орудия более крупного калибра — до 152 мм. При боевой массе в 48 тонн танк предполагалось оснастить новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л. с. Таким образом, удельная мощность танка превышала 30 л. с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20 — 25 л. с./т. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно танк не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой. 28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном танке «Армата».
Ну а, в комментарии напишите, кокай из этих танков впечатлил вас больше всего? И если вам было интересно, то ставьте оценку этой статье и регистрируйтесь на сайте. Дальше будет ещё больше интересного.
( 1 оценок, среднее: 5.0 из 5 )
Читать еще:
» 8 Опаснейших мест на Земле
» 10 редких танков СССР, которые не пошли в серию
» 10 Самых охраняемых мест на Земле
» 9 самых невероятных вещей, найденных на «Титанике»
» Странные статуи и их тайны
Всего комментариев: 0 | |